Бизнес-психология — это изучение и практика улучшения жизни человека и организации во всем многообразии рабочих контекстов: выбора профессии, карьерного развития, профессионального здоровья, повышения эффективности сотрудников и организации в целом, внедрения инноваций и др.
В ее основе лежит совмещение понимания науки о поведении человека и опыта в сфере труда для достижения эффективной и устойчивой работы как для отдельных лиц, так и для организаций в целом.
Психология бизнеса как практика базируется на знаниях прикладной науки, которая исследует, как сделать людей и организации более эффективными.
Наука Бизнес-психология направлена на:
- создание здоровых, продуктивных и взаимовыгодных отношений между людьми и организациями,
- лучшего согласования их многочисленных и иногда конкурирующих потребностей.
Изучение людей, рабочих мест и организаций проводится за счет использования широкого спектра психологических методов исследований в рамках трудовых процессов и взаимообмена опытом с бизнесом. Поэтому в результате формируются отточенные на практике решения, соответствующие реалиям современного бизнеса.
Накопленный опыт результатов исследований позволяет говорить о том, что же составляет эффективную организационную практику, и делиться этим с организациями.
Практики в сфере бизнес-психологии обычно работают в следующих направлениях:
- Консультирование
Как независимые профессионалы, с непредвзятой, научно обоснованной точкой зрения, бизнес-психологи могут консультировать по широкому кругу вопросов трудовой жизни — от карьерного роста до масштабных организационных изменений.
- Диагностика
Бизнес-психолог помогает организациям лучше понимать проблемы и вызовы (например, высокая текучесть кадров и низкая вовлеченность), используя методы социальных научных исследований для изучения поведения человека на работе.
- Проектирование
Бизнес-психолог создает решения для организационных изменений и вызовов. Например, разработка психометрических инструментов и методов оценки для улучшения отбора сотрудников.
- Реализация
Бизнес-психолог сопровождает организацию в реализации решений организационных проблем через организацию качественного процесса изменений, грамотно фасилитируя изменения и не перекладывая на себя ответственность за проблему клиента.
- Оценка эффективности
Бизнес-психолог демонстрирует доказательства преимуществ вмешательства на индивидуальном и организационном уровнях.
Ключевой принцип бизнес-психологии: измеримость и отслеживание качества изменений.
Психология бизнеса может применяться к практически любым проблемам людей на работе. Она уже зарекомендовала себя в таких областях, как:
- Подбор и оценка
- Организационное развитие
- Коучинг
- Развитие лидерских качеств
- Обучение и развитие персонала
- Управление талантами
- Вовлечение сотрудников
- Безопасная и удобная рабочая среда
- Управление эффективностью и аттестация
- Организационная культура
- Здоровье и благополучие на работе
- Психометрическое тестирование
Статья написана на основе материалов Ассоциации Бизнес-Психологии (ABP) с головным офисом в Великобритании.
Автор статьи — Марина Некрестьянова, бизнес-психолог, карьерный коуч PCC ICF
При использовании информации из статьи ссылка на источник обязательна.